Лауреаты IX Премии
The Art Newspaper Russia
16 марта 2020 состоялась церемония вручения IX Ежегодной премии The Art Newspaper Russia— в Манеже были объявлены лауреаты в номинациях «Реставрация года», «Книга года»,«Музей года», «Выставка года» и «Личный вклад».


Ежегодная премия The Art Newspaper Russia — одно из самых ожидаемых событий в мире искусства, знак признательности за выдающиеся достижения в этой области. Наградой отмечаются самые значимые события прошедшего года в сфере искусства в России, научные исследования, деятельность по сохранению культурного наследия страны, а также вклад меценатов в развитие искусства.

Выбор лауреатов определяется как успехом у широкой публики, так и резонансом в профессиональном сообществе. Приз — скульптура работы российского художника Сергея Шеховцова в виде перекрещивающихся Биг-Бена и Спасской башни Московского Кремля, а также посвященный лауреату перформанс. Редакция газеты считает особенно важным отметить те события, которые включают Россию в интернациональный художественный контекст, пропагандируют российское искусство за рубежом и в то же время позволяют нашим зрителям увидеть и оценить мировое искусство.

Церемонию открыли издатель газеты и учредитель Премии The Art Newspaper Russia Инна Баженова, главный редактор газеты The Art Newspaper Russia Милена Орлова и Александр Кибовский, директор Департамента культуры г. Москвы.
Лауреаты IX Премии
The Art Newspaper Russia
«МУЗЕЙ ГОДА»

«МУЗЕЙ ГОДА» — Центральный выставочный зал «Манеж» (Санкт-Петербург)
Директор музея: Павел Пригара


За умение делать зрелищные выставочные хиты, привлекающие публику и смелыми концепциями,
и современным экспозиционным дизайном


Большая ретроспектива группы AES+F, выставка-соревнование «Дейнека/Самохвалов», грандиозная «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России», смотр фотоагентства Magnum, громкая «Немосква не за горами», первая в России выставка выдающегося корейского скульптора и мастера перформанса Ли Бул — проекты-хиты последних двух лет приучили публику к тому, что каждое очередное событие в Центральном выставочном зале «Манеж» обязательно к посещению.

За последние пять лет «Манеж», во-первых, сформировал сильную команду, способную реализовать самые смелые идеи, во-вторых, стал желанным партнером для арт-кураторов мирового уровня и, в-третьих, наладил отношения с музеями России, что позволило получать произведения на выставки практически из любой точки страны. Если прибавить к этому активную поддержку public art, целенаправленный поиск молодых талантов, лекции директоров крупнейших художественных музеев: Манюэля Рабате, директора Лувра — Абу-Даби; Ральфа Ругоффа, куратора Венецианской биеннале 2019 года; Айке Шмидта, директора Галереи Уффици, — станет понятно, почему петербургский «Манеж» генерирует смыслы и создает ситуацию в современном искусстве в масштабах страны.
«ВЫСТАВКА ГОДА»

«„Мы храним наши белые сны". Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969» (Музей современного искусства «Гараж», Москва)

Кураторы: Екатерина Иноземцева, Андрей Мизиано
Исследовательская группа: Дарья Бобренко, Оксана Полякова, Анастасия Чеботарева
Научные консультанты: Алексей Улько, Борис Чухович, Олег Шишкин
Архитектура: бюро GRACE (Ксения Бисти, Ивано Вичеконте, Екатерина Головатюк, Джакомо Кантони)


З
а реабилитацию и исследование феноменов отечественной художественной культуры ХХ века,
связанных с эзотерическим знанием


Юношеское стихотворение Андрея Белого, строка из которого вынесена в заглавие выставки, наполнено предчувствием бурь, катаклизмов и «последней борьбы мировой». Все это действительно вскоре грянуло, вот только в реальности мало совпадало с прозрениями символистов. Советская власть безжалостно искореняла любые проявления мистического сознания и боролась с его носителями. Выставка в «Гараже» — результат двухлетнего исследования. Последователи Рудольфа Штейнера придавали большое значение художественным практикам, и в экспозиции, наряду с рукописями и документами, встречались еще и образцы эзотерической живописи, графики, скульптуры, а также визуальные материалы, связанные с эвритмическим танцем. Впрочем, кураторы выставки трактовали тему «тайных знаний» и «сверхчувственных практик» гораздо шире одной лишь антропософии. Отсюда возникают и «другой Восток», то есть Средняя Азия как прибежище особой эстетики, и «русский космизм», и еще целый ряд феноменов, коренящихся в мистическом мировосприятии.

«ЛИЧНЫЙ ВКЛАД»

Анатолий и Ирина Седых, основатели фестиваля современной городской культуры «Арт-овраг»
в городе Выкса Нижегородской области


За превращение регионального промышленного центра в столицу современного паблик-арта

Анатолий и Ирина Седых десять лет назад, чтобы отвлечь местных подростков от дурных привычек, основали первый фестиваль городской культуры, получивший название «Арт-овраг»; впоследствии фестиваль изменил облик промышленного моногорода. Выкса в Нижегородской области осенью 2020 года стала местом художественного события мирового калибра: туда из Парижа приехал Эрик Булатов, классик современного искусства, чтобы создать самое большое в своей жизни произведение — гигантскую роспись «Стой — иди. Амбар в Нормандии» площадью 2,5 тыс. кв. м. Она заняла внешнюю стену одного из цехов Выксунского металлургического завода, входящего в корпорацию АО «ОМК». И стала третьим монументальным экспонатом Индустриального стрит-арт-парка — специально созданных для завода муралов-фресок современных звезд. Сегодня Выкса — одна из столиц российского паблик-арта. Благодаря ежегодному фестивалю здесь появилась сотня эффектных арт-объектов от первых имен стрит-арта.
«КНИГА ГОДА»

Наталия Семенова с серией книг о коллекционерах: «Сага о Щукиных. Собиратели шедевров», «Братья Морозовы. Коллекционеры, которые не торгуются?», «Илья Остроухов. Гениальный дилетант» («Слово»/Slovo, 2019–2020)

За многолетний труд по возвращению в историю имен и заслуг великих коллекционеров дореволюционной России и их популяризацию за рубежом

Трилогия издательства «Слово» — это беллетризованные биографии московских коллекционеров Сергея Щукина, Ивана и Михаила Морозовых, Ильи Остроухова. Они уже не раз становились главными героями книг Наталии Семеновой, но каждая очередная версия их биографий дополнена новыми сведениями, найденными в российских и зарубежных архивах, в мемуарах современников и газетах прошлого века. В книгах серии описаны характеры своеобразных, незаурядных, не похожих друг на друга людей, хотя все они принадлежали к московским купеческим семейным кланам и были великими коллекционерами. Поэтому и книги о них написаны хотя и по общему плану, но отличаются по стилю и интонации. Книги Семеновой о Щукине и Морозове переведены на английский, французский, итальянский языки, а о Щукине еще и на румынский и китайский. Она также вошла в список лучших изданий по искусству 2020 года газеты Financial Times.
«РЕСТАВРАЦИЯ ГОДА»

Северный речной вокзал (Москва)

Работы выполнило: ООО «Артстройтехнология»
Генеральный проектировщик: ИГИТ
Главный архитектор проекта: Константин Беляев
Реконструкция набережной и парка: Департамент транспорта города Москвы

За феноменально быстрое и бережное восстановление выдающегося архитектурного ансамбля
и возвращение ему прежних функций


Феноменально быстрое и бережное восстановление комплекса Речного вокзала (1933–1937, архитекторы Алексей Рухлядев и Владимир Кринский): здания, набережной и парка. Речной вокзал — выдающийся памятник сталинского ампира. Здание было завершающим аккордом проекта десятилетия — канала Москва — Волга. Все постсоветское время оно медленно разрушалось, пока в 2017 году не было передано на баланс ГУП «Мосгортранс», а окружающий парк — столичному департаменту капитального ремонта. Полностью, в первозданной красоте и сложности, восстановили 150-метровое, напоминающее дебаркадер здание с трехъярусными открытыми галереями по фасаду и парадной лестницей, спускающейся к реке.

Внутри отреставрировали стены из оселкового мрамора, мозаичные полы, живописные плафоны, бронзовые люстры, фантазийные капители с серпами и якорями. Привели в порядок монументальную скульптуру (работы Ромуальда Иодко), расписные майоликовые панно (автор Наталья Данько), фонтаны «Полярный» и «Черноморский» (скульпторы Лев Кардашов и Иван Ефимов), часы с курантами и подвижный 27-метровый шпиль, увенчанный позолоченной, в самоцветах, звездой. Поменяли инженерные сети, канализацию, в парке убрали сухостой, благоустроили 1,5 км набережной, открыли павильоны с кафе, капитально отремонтировали
17 причалов.
Генеральный партнер:
Ювелирная компания Mercury
Генеральным партнером Премии The Art Newspaper Russia в этом году выступила ювелирная компания Mercury, для которой сотрудничество с главной газетой об искусстве стало продолжением стратегии по поддержке самых значимых культурных событий.
Партнеры: ________________________________
Информационные партнеры:
Made on
Tilda